О районе
Характеристика района
Граница Савеловского района проходит по осям:
- Полосы отвода Рижского направления МЖД;
- Бутырской улицы;
- Эстакады на Новослободскую улицу до улицы Нижняя Масловка;
- Улицы Нижняя Масловка;
- Улицы Верхняя Масловка;
- Улицы 8 Марта;
- Западной и северной границам автобусной станции «8 Марта».
Основные магистрали: Бутырская ул., ул.,Нижняя Масловка, ул.Верхняя Масловка, ул.8 Марта.
Статистика района | |
---|---|
Общая площадь района | 270 га |
Общая длина дорог | 20 км |
Площадь зеленых насаждений | 46,9 га |
Строений жилых | 252 |
Общая площадь жилого фонда | - |
Общее население района | 59,2 тыс.чел. |
Поликлиники всего | 5 |
Центр Социального обслуживания | 1 |
Общеобразовательные школы | 6 |
Учебно-воспитательные комплексы | - |
Колледжи | 3 |
Музыкальные школы | 1 |
Детские дошкольные учреждения | 9 |
Кинотеатры | 1 |
Библиотеки | 3 |
Парки культуры и отдыха | 1 |
Выставочные залы | - |
Спортивные залы | - |
Плоскостные спортивные сооружения | 1 |
Спортивные площадки | 12 |
Детские спортивные школы | 2 |
Основные предприятия района:
- ОАО Косметическое объединение «Свобода»
- ОАО «Горизонт»
- ОАО МФК «Рассвет»
- ООО «Московское учебно-производственное предприятие № 6 ВОС»
- ОАО «ГипроНИИавиапром»
- ОАО «РТИ им.академика Л.А.Минца»
- ЗАО «Хамильтон Стандарт-наука»
-
История района
По данным «биографов» Москвы уже в XVI – XVIII веках через Бутырские земли (в старину «бутырками» назывались мелкие селения, отделенные от крупных полем или лесом) пролегала в древний Дмитров дорога, ныне Бутырская улица.
В XVI веке Бутырским селом владел боярин Никита Романович Захарьин – дед будущего российского царя Михаила Романова. Со временем село «интернационализировалось» - здесь расселялись пленные поляки и литовцы. Пришелся этот пригород Москвы и военным. В Бутырках квартировали стрельцы, а позже размещался Бутырский полк под командованием любимца Петра I генерала Гордона. Полк участвовал в Полтавской битве, и Полтавскую улицу так нарекли в память о той победе. В 1823 году за Бутырской слободой обществом сельского хозяйства был построен Бутырский хутор для проведения сельскохозяйственных опытов. По хутору образовавшиеся впоследствии улицы получили название Хуторских.
Старинная летопись за 1647 год сообщает: «В селе было пашенных крестьян 12 дворов, людей в них 31 человек, промышленных работных и бобыльских дворов 67, людей в них 120 человек». Следовательно, уже в XVII веке здесь было 80 процентов ремесленников. А в средневековой Руси торгово-ремесленные расселения, обычно в городских предместьях, назывались посадами. Отсюда – посадские люди.
Москвичами жители Бутырок стали считаться с 1767 года, когда слобода-посад была включена в состав древней столицы.
В истории района заметное место занимает история городского транспорта столицы. С 1886 года от Бутырской заставы до Петровской лесной и земледельческой академии стал ходить первый внутригородской паровозик – «паровичок» с пятью-шестью вагончиками. В первые годы перед паровичком скакал на лошади мальчишка-форейтор, трубивший в рожок. В 1914 году кондуктором на этом маршруте работал писатель К.Паустовский. В 1899 году из депо на Нижней Масловке вышел первый московский трамвай.
Название вновь организованного Савеловского района, в который вошла западная часть Бутырок, к сожалению, не соответствует ни истории, ни географии, так как Савеловский вокзал и железная дорога на этом участке находятся на территории Северо-Восточного административного округа.
Старейшие предприятия района:
- ОАО КО «Свобода» - здание фабрики построено в 1846 году и принадлежало торговому дому «Товарищество Ралле и К», являвшимся поставщиком российского императорского двора. Сегодня предприятие крупнейшее в Европе, выпускает более 110 наименований косметических изделий и туалетного мыла, имеющие многочисленные награды международных ярмарок.
- ОАО «Объединение «Вымпел» - предприятие ведет отсчет истории с 1914 года, когда военно-обмундировальная мастерская при Бутырской пересыльной тюрьме начала изготовление шинелей и мундиров. На выпуск гражданского ассортимента мастерская перешла в 1918 году. Ныне предприятие выпускает более 150-ти моделей верхней женской одежды, а также уникальные изделия для освоения космоса, снабжает авиационные войсковые части снаряжением. В 2004 году предприятие отметило 90-летний юбилей.
Архитектурные памятники:
- Храм святителя Митрофана Воронежского – заложен в 1892 году при детских приютах на средства видного благотворителя Митрофана Семеновича Грачева (архитектор – Г.А.Кайзер). Митрофан Воронежский – святитель петровского времени, пользовался большим уважением у царя и любовью в народе, признан покровителем русского флота.
- Храм освящен в 1895 году, а в 1933 году закрыт, пятиглавие и колокольня разрушены, как и здания приютов. В феврале 1990 года богослужения возобновились. Главная святыня храма – чудотворная икона Митрофана Воронежского.