RSS

Каждый вылет – маленькая история

15:30 17.07.2020

Для пилота санитарной авиации Московского авиационного центра Юрия Клочкова этот день особенный. Много лет Юрий Алексеевич отдал морской авиации. И это – важная часть его биографии.

«Наша семья жила на Украине, - рассказывает он. – В школе, где я учился, в то время изучали военное дело. Наш военрук, бывший летчик морской авиации, так захватывающе рассказывал о своей службе, что у меня даже сомнений не было, куда поступать и кем быть после окончания школы».

Вот так на нашем пути появляется человек, который играет огромную роль в судьбе. Про собственный выбор Юрий не жалеет и всегда с благодарностью вспоминает своего учителя и наставника.

В 1984 году Юрий заканчивает учебу в Сызранском Высшем Военном Авиационном Училище Летчиков. По распределению он был направлен на Черноморский флот, в 872-й противолодочный отдельный вертолетный полк.

1.jpg

«Меня назначили на должность «правого летчика» на вертолет МИ-14ПЛ, - вспоминает Юрий. – В гражданской авиации это – второй пилот. Базировалась морская авиация под Севастополем, в Каче».

Кача – колыбель отечественной авиации. В героической летописи Севастополя это отдельная страница. Все, кто хоть немного знаком с историей отечественной авиации, знает о Каче – кузнице русских асов. Одним из ее основателей в начале прошлого века стал великий князь, вице-адмирал Александр Михайлович Романов (Сандро), внук Николая I. Его детище – Севастопольская офицерская школа авиации, которую он основал в ноябре 1910 года.

Севастопольская офицерская школа авиации Отдела воздушного флота, вошедшая в историю как Качинское Краснознаменное военное авиационное училище летчиков, прошла славный путь. Достаточно сказать, что из его стен вышли 117 Георгиевских кавалеров, в том числе восемь полных Георгиевских кавалеров Русской императорской авиации и 369 Героев Советского Союза и России. 13 боевых летчиков были удостоены этого звания дважды, а маршал авиации Александр Покрышкин – трижды. Среди выпускников училища послевоенных лет – восемь летчиков-космонавтов и лучшие современные асы, создатели пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи». В то время в Каче располагался учебный центр морской авиации Черноморского флота, где и проходил службу Юрий Клочков.

Между тем так же успешно складывалась и личная жизнь Юрия. Еще во время учебы в школе в душу запала одноклассница, а на втором курсе училища молодые сыграли свадьбу. Так что в Качу он приехал уже семьянином, а вскоре в семье Клочковых родился сын.

5.jpg

«Через год службы я стал кандидатом в командиры экипажа, а еще через некоторое время – командиром. Перед нами стояла задача: противолодочное обеспечение в водах Черного моря. Для ее выполнения постоянно несли вахту как корабли Черноморского флота, так и морская авиация. На вертолетах с воздуха обнаружить подлодку противника удавалось за счет умелых действий всего экипажа», - продолжает свой рассказ Юрий Клочков.

Карьера шла вверх. Через учебный центр морской авиации Черноморского флота прошли многие специалисты. Юрия пригласили на должность инструктора: «Я обучал наших и иностранных специалистов. А службу закончил в должности командира эскадрильи».

Было в судьбе офицера морской авиации немало интересных эпизодов, о которых он не очень любит рассказывать. А вот светлые моменты службы вспоминает с охотой. Трижды участвовал в морских парадах по случаю знаменательных событий: корабли стояли на рейде, а морская авиация, в том числе и экипажи Клочкова, взлетали над бескрайними морскими просторами.

После ухода из морской авиации Юрий Алексеевич продолжает поддерживать офицерское братство, созванивается со своими сослуживцами, учениками, радуется их успехам. Сегодня морская авиация – надежный щит наших водных рубежей.

3.jpg

В 2008 году Юрий поступил на работу в Московский авиацентр. Сегодня он – командир воздушного судна ВК-117. Его память хранит немало эпизодов, в ликвидации последствий которых он принимал участие: крушение Невского экспресса в 2009 году, когда часть больных перевозили на вертолетах в Питер, а особо тяжелых – в Москву, в Склиф; теракт на Лубянке 2010 года – здесь пришлось работать в сложных городских условиях. Немало пострадавших эвакуировал при столкновении пассажирского и грузового поездов под Наро-Фоминском в 2014 году… Да много чего было.

«В этой работе главное – быстро доставить людей, а наши врачи могут оказать им квалифицированную медицинскую помощь, - говорит о работе Юрий Алексеевич. – Инсульты, инфаркты, ДТП – санитарная авиация успевает доставить людей по воздуху в специализированные клиники буквально за считанные минуты. И именно это спасает жизнь людей».

На вопрос о том, что общего у службы в морской авиации и в Московском авиацентре, Юрий отвечает: «Это совершенно разные задачи. В морской авиации невозможно увидеть врага в лицо, но мы защищаем наши границы, а значит, стоим на страже мирной жизни людей. В Московском авиацентре, наоборот, мы спасаем нередко всего лишь одну человеческую жизнь. Но она бесценна. И там, и там работа очень ответственная, только задачи разные».

Профессия пилота давно стала частью жизни Юрия Клочкова. Почти сорок лет он провел, управляя разными винтокрылыми машинами. «Каждый вылет – это новый сценарий, своя маленькая история, - улыбается он. – И задачи приходится в ней решать самые разные: от простых до сложных».

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати